Люди как Боги. Ч.6

Мы продолжаем публикацию фрагментов книги М. П. Бурлакова «ЛЮДИ КАК БОГИ».
Тот отрывок, который мы сегодня публикуем на сайте, пожалуй, самый интригующий во всей книге. Мы не будем комментировать текст автора, огра-ничившись цитатой из этого текста «Поистине безграничные горизонты от-крывает нам наука».
Но вот о чём всё же надо сказать, так это о том, что никакие научные программы не возможно осуществлять в стране, правительство которой нена-видит свой народ и рассматривает население державы как совокупность рабов, единственное назначение которых – обслуживать их извращённые потребно-сти и удовлетворять неуёмную жажду наживы, так называемого “правящего класса”
«Свобода – лучше, чем не свобода» – провозгласил Президент России в начале своего срока правления. Хорошие слова! Но, к сожалению – это толь-ко слова. А на деле у нас в тюрьмах и лагерях сплошь и рядом сидят безвин-ные люди, а преступники – уважаемые люди в нашем обществе. Суды за мзду выносят неправосудные решения, отправляя на каторгу правого, и отпуская на свободу виновного. И это отнюдь не единичные случаи или случайные судеб-ные ошибки. Это тотальная система взяток, лицемерия, лжи и государственно-го террора против законопослушных граждан. И полная свобода для негодяев безнаказанно творить любые, самые чудовищные преступления, если есть чем откупится, или имеются высокие покровители в Администрации Президента, в Правительстве, в судах или в правоохранительных органах.
Вы о такой свободе говорили господин Президент? С такой свободой ни о какой модернизации экономики страны и думать не приходиться. Новые прогрессивные технологии – продукт творчества свободных людей, а не «про-дажных чиновников и ничего не предпринимающих “предпринимателей”. Они хорошо устроились. У них “всё есть”. Их всё устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не созда-ют ничего нового, не хотят развития и боятся его». Это ваши слова господин Президент. Но пора от слов переходить к делам.
Не на словах, а на деле сделать политическую систему «предельно от-крытой, гибкой и адекватной многомерной социальной структуре. Чтобы она отвечала политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыс-лящих, уверенных в себе людей».
«Научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом полити-ческих систем» – констатирует Президент в своей программной статье «Россия вперёд». Но верно и обратное: политический прогресс является необходимым условием прогресса научно-технологического. Без политической свободы не будет свободы научного творчества, и экономика страны будет продолжать деградировать.
«На первый взгляд свобода и наука не связаны между собой слишком тесно. Во всяком случае, свобода может отлично существовать и без науки, то есть существовать в той мере, в какой может жить без науки человек…. Но что значит наука без свободы?
Человеку науки прежде всего необходима духовная свобода…. Но и поли-тическая свобода также чрезвычайно важна для его работы. Он должен иметь возможность высказывать то, что считает правильным, и это не должно сказываться на его материальном положении или ставить под угро-зу его жизнь…. Без этого исследователь не сможет найти достаточно прочное основание, на которое он мог бы опереться. А как может стоять здание, если у него нет прочного фундамента?»
Эти слова принадлежат Альберту Эйнштейну. И написал он их ещё в со-роковом году прошлого века. Но наши правители до сих пор не поняли этих простых истин. Они считают, что свободу своего народа надо всячески подав-лять, а технологии, дескать, купим на Западе. Ничего не выйдет господа. Тех-нологиями, по настоящему новыми и как сейчас принято говорить “продвину-тыми” никто с вами делиться не будет. За нефтедоллары вам подсунут пус-тышки или старьё, и будут посмеиваться над вашим невежеством.
Так что господин Президент, ежели Вы и в самом деле хотите перевести экономику страны на инновационные рельсы и сделать её умной и конкурен-тоспособной, надо, прежде всего, дать народу подлинную политическую сво-боду. И всё остальное приложится. Как Вы и написали в своей программной статье «Россия вперёд»: «Демократия нуждается в защите. Как нуждают-ся в защите основные права и свободы граждан». Пора, пора от слов пере-ходить к делам. И Партия Защиты Российской Конституции «РУСЬ» готова к конструктивному и открытому диалогу со всеми “ветвями” российской власти на благо нашему Народу и нашей великой, но многострадальной Отчизне.

Из главы третьей «Математика и жизнь»

Может ли каждый отдельный человек существовать неограниченно дол-го. Да! Утверждаем мы, опираясь на результаты многолетних теоретических исследований феномена жизни, сознания и интеллекта. И учитывая опыт мно-гочисленных исследовательских программ, имеющих целью решение некото-рых частных вопросов функционирования нервной системы человека или от-дельных задач кибернетики, но по сути имеющих отношение к самой интри-гующей и судьбоносной проблеме человечества – к проблеме бессмертия.
– Нет! Это фантастика, – скажет иной скептик-материалист. – Наука не знает средства, чтобы победить Смерть.
– Это богопротивное дело, – поддержит скептика ярый приверженец не-ких религиозных догм. – Нельзя человеку искать бессмертия на земле, это удел души, прошедшей суд Бога.
И скептик-материалист, отвергающий существование бессмертной души у человека, и сторонник ортодоксальных религиозных течений, почитающий смерть за божественное предопределение для людского рода, согласны в том, что бытию человека в этом мире положен предел, и преодолеть его невозмож-но никоим образом.
Есть, однако, такая притча. На площади трёх вокзалов какой-то обор-ванец неопределённого возраста предлагал всем желающим эликсир вечной жизни, разлитый в аптечные пузырьки. Милицейский патруль задержал оборванца и доставил его в ближайшее отделение. Скучающий дежурный, выслушав рапорт патрульных, спрашивает доставленного:
– Ну что, бродяга. Тебя никогда не били за мошенничество?
– Как же, как же, – отвечает оборванец, – конечно били. Помню, еще при Калигуле били. Потом при Константине Великом, при Юстиниане, при Владимире Крестителе, а при Петре Великом, вообще голову отрубить хоте-ли...
Все религии мира, так или иначе, основаны на признании бессмертия не-которой, самой существенной части человеческого бытия. Можно сказать, что идея достижения бессмертия составляет саму суть всех религий и их “вечный двигатель”. Но мы не будем здесь анализировать различные доктрины бес-смертия, присущие той или иной форме религии – они, эти доктрины, состав-ляют в каждой религии часть общей концепции плана Создателя и Его взаи-моотношений с человеком.
Мы же остановимся на рациональной части сформулированного выше фундаментального вопроса нашего бытия: может ли каждый человек дос-тичь личного бессмертия? И попробуем дать на него ответ в рамках научно-го познания Мира.

TD. Жизнь и смерть – две стороны одного и того же феномена. На протяжении всей истории Человечества явления жизни и смерти привлекали вни-мание всех мыслителей, как, впрочем, и вообще каждого человека. Вот, что пишет по этому поводу Успенский, выражая, на самом деле, мысли огромного числа лю-дей: «… Другой проблемой, привлекающей внимание людей своей неразрешимостью, проблемой, которая самой формой своего приблизительного решения предопределя-ла направление, и развитие человеческой мысли, была проблема смерти...
Человек никогда не мог убедить себя в идее смерти как исчезновения – слишком многое ей противоречило. В нём самом оставалось чересчур много следов умерших: их лица, слова, жесты, мнения, обещания, угрозы, пробуждаемые ими чувства, страх, зависть, желания.
Всё это продолжало в нём жить, и факт их смерти всё более и более забывался. Человек видел во сне умершего друга или врага; и они казались ему совершенно та-кими же, какими были раньше. Очевидно, они где-то жили и могли приходить отку-да-то по ночам.
Так что верить в смерть было очень трудно, и человек всегда нуждался в тео-риях для объяснения посмертного существования...»

Когда разные люди говорят о физическом бессмертии человека, они вкладывают в это понятие разный смысл, который, в целом, сводится к двум позициям. Первая из них – это представление о бессмертии как неограничен-ном во времени существовании биологического тела человека, конечно, вме-сти с его памятью, чувствами, интеллектом, сознанием и т. д. Вторая позиция – подразумевает под бессмертием сохранение, тоже не ограниченное во вре-мени, некоторой основной сущности человека, которая включает в себя все индивидуальные параметры его сознания. (В религиозных системах такая ин-дивидуальная сущность человека называется его душой). Но при этом вовсе не требуется неограниченного существования биологического тела, полученного человеком при его рождении.
Мы же, когда утвердительно отвечаем на вопрос о возможности неогра-ниченного во времени существования каждого человека, имеем в виду некото-рый синтез этих двух позиций. С одной стороны – бессмертие индивидуаль-ного сознания человека, со всеми его параметрами, такими как память, чувст-ва, интеллект и т.д., а с другой – функциональное помещение сознания в тот или иной носитель.
Идеи о таком “синтетическом” бессмертии получили законченные фор-мулировки во второй половине XX века, (хотя истоки их, вообще говоря, те-ряются в глубине прошедших веков). Тогда же, примерно с семидесятых годов прошлого столетия, в ряде исследовательских центров различных стран, при-надлежащих как государственным, так и корпоративным структурам, начались работы по практической реализации этих идей. С самого начала большинство работ упомянутых центров имели ту или иную степень секретности, и их ос-новные результаты не публиковались в открытой научной печати. Итогом этих научно-исследовательских работ должна была стать возможность дос-тижения индивидуального бессмертия человека на основе гибрида биоло-гических объектов и электронно-вычислительных систем.
Исследования по достижению индивидуального бессмертия сводятся, по сути, к трём проблемам: копированию, хранению и трансляции сознания отдельного человека или его “эго”. При этом идеи, на которых базируются ра-боты по копированию, хранению и трансляции индивидуального сознания имели различное происхождение, и были консолидированы в общие научно - исследовательские программы лишь к концу XX века с развитием информаци-онных технологий.
Так, работам по оцифровке и копированию индивидуального сознания отдельного человека предшествовали многочисленные исследования по “пе-редачи мысли на расстоянии”, по регистрации и расшифровке биополей раз-личной физической природы, сопровождающих жизнедеятельность биологи-ческих объектов, по воздействию на человека и другие живые существа элек-тромагнитного излучения и так далее. Эти исследования имеют почти вековую историю, и охватывали широкий диапазон направлений – от диагностики раз-личных заболеваний до “сканирования” деятельности отдельных нейронов мозга.
TD. “Телепатия” посредством радиоволн. В двадцатых годах прошлого столетия в Советском Союзе проводились исследования по “передаче мысли на расстоянии” при помощи радиоволн. Отголоски тех давних опытов мы встречаем в фантастической повести Александра Беляева «Властелин Мира». Ос-новой сюжета этой повести стало изобретение “радиопередатчика” мыслей лю-дей. Писатель даже фамилию своего главного героя взял такую же, как у одного из научных руководителей проекта по передаче мысли на расстояние при помощи радиоволн - инженер Кажинский.
В тех давних опытах по “радиопередачи” мысли наибольший эффект дости-гался, когда испытуемому вживлялись в различные зоны мозга тонкие металличе-ские (золотые) электроды и “оператор” передавал свои мысли, эмоции и “мотор-ные состояния” испытуемому посредством мощного лампового радиопередатчи-ка. Сигналы на колебательный контур передатчика поступали либо с “антенной сетки” распределённой по всему телу “оператора”, либо тоже с вживлённых в мозг электродов.
И хотя испытуемые в этих экспериментах не могли “читать” отдельные мысли “оператора”, эмоции и моторные состояния воспроизводились с большой точностью. Опыты проводились не только на передаче ментальных сигналов от одного человека к другому, но и от человека к животному. Вот как описывал один из тех давних экспериментов его непосредственный участник:
… Быка, у которого были вживлены электроды в лобные доли мозга, выпускали на большую поляну, огороженную бетонным забором. Оператор, стоял в металлической клетке посреди поляны, на голове его помещался шлем, от которого тянулись провода к радиопередатчику с параболической антенной, вынесенной за прутья клетки.
Наведя эту антенну на быка, оператор включал передатчик и начинал кру-тить ручки настроек и переключать тумблеры. Сначала быком овладевала ярость, он начинал носиться по полю, рыть землю копытами, глаза наливались кровью, и пена капала у него изо рта.
Наконец, когда ярость зверя достигала критического накала, бык как будто начинал понимать, где находится раздражитель, и устремлялся на клетку где сто-ял оператор с передатчиком. Казалось, ещё мгновение и разъяренный зверь опроки-нет клетку. Но в самый последний момент оператор щёлкал тумблером, и бык ос-танавливался как вкопанный у прутьев клетки. А потом, тяжело дыша, опускался на колени, словно преклоняясь перед своим повелителем….
Опыты по передачи мысли на расстоянии не увенчались успехом, как в романе Беляева. Но накопленный тогда экспериментальный материал лёг в основу даль-нейших исследовательских работ (как правило, секретных), которые почти непре-рывно велись в различных институтах и ведомствах вплоть до распада Советского Союза в начале девяностых годов прошлого столетия.

По мере накопления фактического материала, совершенствования инст-рументария и методик цифровой записи, была сформирована технологическая база для достаточно адекватного отображения (создания копии) ментального комплекса человеческого сознания (его эго) на искусственные носители.
Однако, точная цифровая запись “ментального рисунка” ещё не решает задачу сохранения скопированного сознания вне биологического субъекта. А именно эта задача является ключевой во всей проблематике индивидуального бессмертия человека. Её решение лежит на пути создания виртуального про-странства для функциональной деятельности скопированного сознания вне породившего его биологического субъекта.
Автору не известно, кто первый высказал идею о том, что индивидуаль-ное сознание, скопированное тем или иным способом с мозга живого челове-ка, может быть помещено в компьютер, чтобы продолжать своё виртуальное существование на магнитных дисках и в электронных схемах вычислительной машины. Подобные идеи, по всей видимости, возникли сразу в нескольких ис-следовательских центрах. И такое “посмертное” существование изолирован-ного индивидуального сознания человека получило даже специальное назва-ние е-жизни .
Вместе с тем, автору доподлинно известно, что в восьмидесятые годы ХХ века в различных научно-исследовательских центрах (как в СССР, так и за ру-бежом) изучалась возможность записи на ЭВМ ментального комплекса чело-века (или хотя бы более простых живых существ). Теоретической базой для опытов по “размещению” сознания человека в виртуальном пространстве ком-пьютера, как мы уже упоминали выше, являлись исследования по самоподоб-ным структурам (фракталам), моделированию ролевых игр, сетевому про-граммированию и некоторые другие дисциплины прикладной математики.
На основе этих дисциплин, дополненных работами по нейрофизиологии, психологии и т. д., предпринимались попытки создать функциональную модель сознания человека. Автор знаком со многими теоретическими работами по моделированию ментального комплекса человека. И именно анализ подобных попыток приводит к пониманию того, что математический базис, имеющийся в настоящее время в распоряжении исследователей, занимающихся моделирова-нием сознания человека, недостаточен для адекватного решения этой сложнейшей задачи. Те прикладные дисциплины, о которых мы упоминали выше, и на основе которых предпринимаются попытки создания модели мен-тального комплекса сознания человека, должны быть дополнены весьма спе-цифическим математическим аппаратом. И не просто дополнены, а сущест-венным образом модифицированы и обобщены, чтобы получить адекватный математический инструмент для описания феномена сознания живого сущест-ва, наделённого интеллектом.
Как мы уже говорили выше, в основе математического аппарата пригод-ного для описания природы сознания, лежат так называемые многооперацион-ные иерархические структуры, направленные многозначные отображения и тому подобные математические конструкции. На этих конструкциях базируется витоника – абстрактная теория жизни, включающая в себя, в том числе и разделы об интеллекте и сознании. Именно эта теория представляет собой тот фундамент, на котором возможно решение проблем копирования, хране-ния и трансляции индивидуального сознания отдельного человека. И отсут-ствие (в современном естествознании) такого теоретического базиса является одной из основных причин того, что проблема достижения индивидуального бессмертия человека на основе гибрида биологических объектов и электронно - вычислительных систем до настоящего времени не решена.
Будет ли эта проблема решена в ближайшее время, и кто станет обладате-лем “патента на бессмертие”, зависит от того, как скоро и кем будут найдены математические формулировки законов, которым подчиняются живые систе-мы, обладающие интеллектом и сознанием. Заметим, однако, что автор этой работы, имея большой опыт в данной области исследований (и фактически располагая уже математической теорией жизни), сильно сомневается, что ма-тематические законы жизни, интеллекта и сознания будут в скором времени найдены в тех исследовательских центрах (государственных и корпоратив-ных), которые в настоящее время занимаются проблемами копирования, хра-нения и трансляции сознания. Слишком извилистый и нетривиальный путь ве-дёт к адекватной математической теории живых систем, и многое на этом пути зависит от случайных совпадений в направлении мыслей, чувств и событий. И возможно пройдут века, прежде чем этот путь повторят другие исследователи. Впрочем, всё может произойти и намного быстрее, – проблемы математиче-ской теории живых систем, наделённых интеллектом и сознанием, в последнее время становятся всё более популярными. Чему свидетельством являются, на-пример, упоминавшиеся выше работы Роджера Пенроуза и некоторые другие исследования в разных странах.
Наконец, проблема индивидуального бессмертия не может считаться пол-ностью решённой без возможности трансляции скопированного (изолирован-ного) сознания из виртуального пространства на новые биологические объекты. Задача трансляции изолированного сознания человека на новые биологические носители подразумевает, во-первых, создание этих носителей и, во-вторых, саму технологию трансляции. Решение первой части этой задачи лежит на пути клонирования исходного биологического субъекта. Хотя следует отметить, что есть и другие варианты решения этой части задачи о трансляции изолированного сознания. Некоторые из таких вариантов носят варварский, и даже криминальный характер, и мы упоминаем здесь о них не только для пол-ноты картины, но и чтобы показать, какую угрозу человеческой морали могут нести научные достижения в безответственных и преступных руках.
Одним из таких вариантов, нарушающих, мягко говоря, этические нормы человеческой цивилизации, является “стирание” всего ментального комплекса человека, с последующим замещением его сознания другим эго, предваритель-но скопированным с другого “носителя”.
Хотя такой вариант может кое-кому показаться чистой фантастикой – многие авторы, пишущие в жанре science fiction использовали подобные сюже-ты для своих романов – однако достоверно известно, что эксперименты по “стиранию” ментального комплекса человека велись в некоторых исследова-тельских центрах, по крайней мере, в СССР.
Другим вариантом создания нового носителя для скопированного мен-тального комплекса является “присоединение” к мозгу новорождённого мла-денца обучающего компьютера с копией сознания другого человека. Ну и так далее.

TD. Проблема “носителя” Есть много причин, в связи с которыми иссле-дования по “программе бессмертия” носят сверхсекретный характер. Одна из таких причин этического свойства и она касается “изготовления” новых биологических “носителей” для пересадки оцифрованного сознания.
Основным “поставщиком” новых носителей может стать клонирование челове-ка. Этот процесс сам по себе вызывает много споров о его правомерности и в боль-шинстве стран работы по клонированию человека запрещены законодательно.
Однако новые биологические носители можно изготовить не только путём кло-нирования. Другой путь для этого заключается в “стирании” сознания у взрослого человека и “подсадки” в эту готовую “форму” нового сознания.
Автору этого трактата известно, что в СССР велись строго засекреченные рабо-ты по “стиранию памяти” у человека при помощи воздействия на его центральную нервную систему электромагнитных полей различной интенсивности и частоты. На-сколько успешны были эти работы, и связаны ли они с “программой бессмертия” – об этом трудно судить достоверно по причине скудости информации. Но с начала восьмидесятых годов прошлого века участились случаи появления на просторах на-шей страны людей полностью потерявших память.
Эти люди не знали ни кто они, ни откуда, ни чем занимались в “прошлой жизни”. Пик появления людей потерявших память пришёлся на рубеж восьмидесятых и девяностых годов ХХ века.
Были ли они жертвами секретных экспериментов, отпущенными “на свободу” после закрытия неких исследовательских программ? Или амнезия результат тягот жизни в смутное время буржуазной революции 1989 – 1993 годов? Кто знает – мол-чат люди потерявшие память.
Проблема функционального совмещения биологических и небиологических но-сителей для цифровых копий индивидуального сознания также доставляет опреде-лённый комплекс этических проблем. Автору этой работы известно, что в середине восьмидесятых годов в СССР проводились довольно успешные опыты по управле-нию насекомыми (и даже целыми колониями насекомых) при помощи компьютера. Но одно дело управлять насекомым с десятком вживлённых электродов, а другое де-ло – функционально соединить с компьютером мозг человека. Здесь нужны прямые эксперименты с людьми.
Как общественность и в России и в мире посмотрит на такие эксперименты? Что по этому поводу скажет церковь? Да и вообще, какой уж там будет режим секретно-сти, если в общественных институтах будут обсуждать этику экспериментов, цели которых сами вызывают сомнения у части нашего населения.
Автор этих строк не раз слышал такие суждения по поводу тематики этой главы:
Бог отмерил человеку время его жизни, и спорить с таким приговором Всевыш-него грех и богохульство! Бог судил человеку смерть, и не нам спорить с Создателем! Человек – прах есьм, и в прах уйти должен! И так далее и тому подобное.
И что самое интересное – это говорят бывшие атеисты, которые ещё совсем не-давно учили студентов, что наука опровергает существование Бога, и что всякая религия – это невежество и мракобесие.
На самом же деле, религия не ставит перед человеком никаких барьеров в науч-ном познании. И Бог не желает смерти человекам. Но вот доросли ли сами люди до того, чтобы использовать безграничные возможности науки во благо, а не во вред се-бе? В этом заключены все этические проблемы науки.

Сама технология трансляции изолированного сознания, образно говоря, реализует идею «реинкарнации», присущую многим религиозным системам. Интересно отметить, что каждый человек в какой-то мере многократно испы-тывает нечто подобное, когда после выхода из состояния сна, его мозг произ-водит идентификацию личности. Но этот процесс происходит так часто, что человек его уже не замечает, и лишь патологические случаи “потери памяти” и её восстановления находят отражение в специальной литературе.
Говоря о “проблеме носителей” мы не можем не упомянуть о некоторых, поистине удивительных возможностях, которые открывает технология транс-ляции индивидуального сознания. Конечно помимо того, что эта технология является неотъемлемой важнейшей частью программы индивидуального бес-смертия человека.
В принципе, носителями сознания могут быть различные живые системы, как биологической, так и небиологической природы. А потому, скопировав од-нажды сознание отдельного человека, – его эго, – можно затем поместить это изолированное сознание сразу в некоторую совокупность существ.
Так мы получим множественное существование одного и того же инди-видуума в разных носителях. Это будет фактически сверхчеловек с одним управляющим центром (хозяином) и с множеством периферийных носителей эго. Все они могут обладать некоторой свободой воли, действовать достаточно автономно в разных местах (даже удалённых друг от друга на сотни и тысячи километров), выполняя различные задания своего “хозяина” – управляющего центра, наделённого сознанием, скопированным однажды с некоторого кон-кретного человека.
При этом периферийные носители эго могут иметь различную биологиче-скую и небиологическую природу. Например, включать в себя несколько чело-веческих существ (даже разного пола) и несколько механических созданий с управляющими компьютерами, подчинёнными хозяину. Совокупность перифе-рийных носителей может включать в себя даже биологические существа от-личные от человека. Например, животных, нервная система которых подчинена хозяину (своего рода создание сообщества разумных животных). В совокуп-ность периферийных носителей могут быть включены даже самые примитив-ные биологические и небиологические существа, выполняющие те или иные функции, необходимые хозяину.
Другая перспектива, которую открывает нам трансляция индивидуального сознания человека в электронно-вычислительную систему – это неограничен-ное развитие интеллектуального потенциала эго, обитающего вне первона-чального человеческого тела. Такое развитие (вместе с совершенствованием компьютерного носителя хозяина) решает проблему конфликта между искусст-венным интеллектом и человеком, о которой мы упоминали выше – в этом случае человек сам приобретает все возможности искусственного интеллекта.
Поистине безграничные горизонты открывает нам наука. Вопрос лишь в том, как люди распорядятся её плодами.
Как-то в середине девяностых – кажется, это было осенью девяносто шестого года, – довелось мне беседовать с одним из своих бывших студентов, который к тому времени уже года два воевал с федеральными войсками в го-рах Чечни. Речь у нас зашла о том, как трактуется бессмертие души человека в разных религиях. Христианские богословы, как правило, не конкретизируют форму посмертного бытия, тогда как у мусульман представления о рае и аде ярко эмоциональны и насыщены множеством реалистичных деталей. Мой со-беседник заметил тогда, что бестелесное существование души у христиан его как-то не вдохновляет – надежда Пророка кажется ему ближе и понятнее. А вера в то, что после смерти праведник получает в райских садах новое совершенное тело, придаёт мужество и стойкость воинам Ислама.
И тогда я рассказал своему бывшему студенту, волею обстоятельств ставшему боевиком, о том, какие возможности открывает людям прогресс в компьютерных технологиях. Записав цифровую копию сознания на “управ-ляющий компьютер”, человек может иметь сразу несколько “периферийных носителей”, доставляющих “управляющему центру” всю полноту информации о своей жизни, деятельности, переживаниях и чувствах, и выполняющих волю “хозяина” одновременно в разных местах. А потеря одного из своих “перифе-рийных носителей” не прерывает жизнь человека, оцифрованная душа кото-рого скрыта в недрах “управляющего компьютера”.
– По моему мнению, – сказал я, – такой синтез человека и компьютера объединяет представления христиан и мусульман относительно бессмертия души человека. С одной стороны, оцифрованная душа бестелесно существует в электронных схемах вычислительной машины, а с другой – она имеет своё воплощение в телах “периферийных носителей”.
Мой собеседник с интересом слушал о “синтетических существах”, имеющих сразу несколько жизней, как в компьютерных играх. А потом сказал:
– Если то, о чём ты толкуешь, возможно, это будут отличные солдаты. Без страха смерти, беспрекословно выполняющие любой приказ. Один такой “робот” может залить кровью всю Москву….

Как мы уже говорили выше, идеи о том, что некоторый гибрид человека и компьютера открывает возможность неограниченного продолжения бытия отдельного индивидуума, получили распространение в последние десятилетия XX века. И хотя законченной (и адекватной) теоретической базы для создания таких гибридов в настоящее время нет, в различных исследовательских центрах в разных странах проводятся конкретные научно-исследовательские работы (в большинстве своём секретные) по достижению индивидуального (или личного) бессмертия человека. Принципиальная схема этих работ включает в себя такие пункты:

– создание и “цифровая запись” адекватной динамической копии сознания отдельного человека, его эго или “души”;
– размещение этой цифровой копии “изолированного сознания” человека в электронно-вычислительном устройстве;
– активное (динамическое) хранение ментальной копии в виртуальном про-странстве некоторого суперкомпьютера;
– трансляция копии сознания отдельного человека на новый биологический носитель (или в целую совокупность периферийных носителей);
– функциональное совмещение биологических и небиологических носителей индивидуального сознания человека.

Предъявленная схема, конечно, весьма условна и описывает только ос-новные положения различных исследовательских проектов по возможности достижения индивидуального бессмертия человека. Мы не знаем всех деталей этих проектов и степени успеха, достигнутого на отдельных направлениях на-учно-исследовательских работ по “программе бессмертия”. Но мы абсолютно точно знаем, что предъявленная выше схема принципиально осуществима и работы по её реализации активно ведутся в различных научных центрах ряда развитых стран.
Для нас также совершенно ясно, что успешная реализация программы по достижению индивидуального бессмертия человека, приведёт обладателей со-ответствующих технологий к беспрецедентному превосходству в современном мире. Превосходству, превышающему любые исторические примеры, включая то, которое получили Соединённые Штаты в результате успешного завершения Манхэттенского проекта. Именно это обстоятельство обуславливает секрет-ность научно-исследовательских работ, относящихся к данной тематике.
Однако надо учитывать, что в эпоху информационных технологий каждое достижение в любой области знания сразу становится достоянием глобального научного сообщества. И это обстоятельство предъявляет дополнительные тре-бования к режиму секретности. В частности, режим секретности вышеуказан-ных исследовательских работ осуществляется по методике “рассредоточенно-го” или “сетевого” научного поиска, когда различные научные институты и ис-следовательские центры выполняют только отдельные фрагменты общей про-граммы, не зная конечной цели исследований. И при этом каждый отдельный фрагмент научного поиска имеет ту или иную степень секретности, обуслов-ленную, как правило, “двойным назначением” полученных результатов.
При таком режиме секретности мы, естественно, не можем достоверно оп-ределить насколько близко вышеуказанные научно-исследовательские работы подошли к реализации конечной цели – достижению индивидуального бес-смертия человека. Тем не менее, можно достоверно установить, что работы эти координируются из нескольких центров как государственного, так и корпора-тивного подчинения, между которыми существует жёсткая конкуренция.
Откуда же при таком режиме секретности можно получить более-менее достоверную информацию о научно-исследовательских работах по “программе бессмертия”? Для этого есть несколько источников.
Во-первых, любая крупная научно-исследовательская программа оставляет некоторые следы в специализированных (научных) изданиях и в периодической печати. (В качестве примера можно упомянуть о том, как в начале сороковых годов из научной печати исчезли статьи по искусственному расщеплению ядер атомов, что с определённостью указывало на начало работ по созданию ядерного оружия). И по таким штрихам можно восстановить если не детальную картину полученных результатов, то, по меньшей мере, общее направление научного поиска и его основные идеи.
Так вот, анализ научной и периодической печати последних двух десяти-летий позволяет нам не только установить сам факт проведения интенсивных работ по вышеуказанной тематике, но и зафиксировать основные идеи, опреде-ляющие направление этих работ. В результате такого анализа, а также, опира-ясь на некоторые другие (конфиденциальные) источники информации, мы мо-жем с уверенностью утверждать следующее. В ряде развитых стран (в том чис-ле в США, Германии, Франции, Японии, Южной Корее и др.) ведутся интен-сивные, но чрезвычайно засекреченные исследования по копированию индиви-дуального сознания человека на цифровые носители и сопряжению ЭВМ с биологическими объектами с возможностью трансляции компьютерных про-грамм на нервные и сенсорные системы этих биологических объектов.
Во-вторых, ученые, занимающиеся проблемами так или иначе связанными с секретными разработками, как правило, рано или поздно начинают дога-дываться о скрытых целях заказываемых им исследований. А когда эти догадки перерастают в уверенность, тогда начинаются вольные или невольные “утечки” информации о многоцелевом назначении исследований, заказываемых на-учному сообществу из различных центров государственного или корпоратив-ного подчинения. Причём эти “утечки” могут быть как публичные в открытой прессе, так и конфиденциальные на различных симпозиумах, конференциях и семинарах.
Наконец, косвенно следы конкуренции между различными центрами, ко-ординирующими исследовательские работы по “программе бессмертия”, мож-но также проследить, например, по “исчезновению” некоторых ведущих спе-циалистов в специфических разделах прикладной математики, информацион-ных технологий, проблем искусственного интеллекта, биологии, психологии и других смежных дисциплин.
Таковы основные источники, по которым можно не только определить сам факт любой секретной научно-исследовательской деятельности, но и понять её основные направления, а также оценить успехи этой деятельности и рубежи на которые эти исследования уже вышли, в какой бы стране мира не находился центр, координирующий секретную научно-исследовательскую деятельность. Анализ этих источников и позволяет нам сделать однозначный вывод, что в ряде стран, о которых мы упоминали выше, ведутся научные изыскания по “программе бессмертия человека”.

Нам известно также, что в Советском Союзе работы по сканирова-нию и копированию сознания человека проводились научно - исследовательскими центрами, различного ведомственного подчинения. Эти работы были ещё далеки от завершения, когда в результате революционных событий 1989-1991 годов, и последующей коммерциализации науки, была приостановлена централизованная господдержка большинства направлений научно-исследовательской деятельности. В числе таких направлений были и практически все исследования, связанные с проблемами сканирования сознания, искусственного интеллекта, создания гибридных электронно-биологических устройств. При этом многие специалисты, участвовавшие в этих научно-исследовательских работах, либо сменили род деятельности, либо эмигрировали, либо погибли при невыясненных обстоятельствах.
Что касается Российской Федерации, то, насколько нам известно, серьёзных работ по вышеуказанной тематике здесь не проводится. По крайней мере, на уровне государственных программ либо программ крупных российских корпораций. Такое отношение государственных органов означает только одно – бюрократический аппарат Российской Федерации не в состоянии адекватно и оперативно реагировать на информационно-технологическую революцию, определяющую лидерство в современном мире. Можно лишь с сожалением констатировать, что в середине XX века наше “тоталитарное” государство было гораздо более гибким к вызовам научно-технического прогресса.
Между тем, не вызывает сомнения, что результаты исследований по программе индивидуального бессмертия никогда не станут предметом открытого научного обмена, либо “товарно-денежного оборота”. Это не мобильные телефоны или телевизоры известных торговых марок и “новые биологические носители” не будут продаваться на свободном рынке, подобно костюмам знаменитых модельеров модной одежды. И вообще, достижения в этой области самым радикальным образом изменят не только привычную социально-политическую картину мира, но и всю цивилизационную парадигму нашего бытия, определив на века лидеров дальнейшего цивилизационного развития человечества.
Индивидуальное бессмертие человека на основе гибрида биологических объектов и электронно-вычислительных систем решает много проблем, связанных с глобальным цивилизационным кризисом, проблем, о которых мы упоминали в предыдущих главах этой книги. Во-первых, неограниченное по времени существование сознания отдельного человека, кардинальным образом снимает временные границы познания, расширяя практически до бесконечности личное информационное поле каждого человека.
Во-вторых, транслируя индивидуальное сознание с электронного носителя на новый биологический носитель, мы можем существенно улучшить этот новый “биологический носитель”. Например, соединение биологического носителя с электронно-вычислительным устройством повышает “быстродействие” интеллекта, увеличивает оперативную и долгосрочную память, раздвигает “периферийные” возможности – в область инфракрасных и ультрафиолетовых излучений, прямого приёма радиоволн, звуковых частот, недоступных обычному человеку и т.д.
В-третьих, активное функциональное существование индивиду-ального сознания в виртуальном пространстве не только позволяет не-прерывно соединить жизнь отдельного человека с жизнью нового, сконструированного им самим существа, но и впоследствии расширить круг живых существ, связанных общим сознанием и, таким образом, получить множественное существование одного индивидуума. Мы можем существовать одновременно на Земле, и на любых планетах Солнечной системы, и даже в самых отдалённых уголках Вселенной. Конечно, в этом случае возникают проблемы коммуникаций, проблемы совместимости и соподчинения различных существ, составляющих один индивидуум и множество других проблем. Но это уже предмет отдельного исследования.
Можно ещё много писать о необыкновенных возможностях и фантастических перспективах, которые открывает перед Человеческой цивилизацией воплощение в жизнь программы индивидуального бессмертия на основе синтеза биологического носителя индивидуального сознания с электронно-вычислительным устройством. Однако, как это всегда бывает в нашем Мире, всякое явление имеет две стороны – светлую и тёмную. И наряду с блестящими перспективами неограниченного развития, реализация программы бессмертия человека несёт в себе угрозу осуществления самых мрачных пророчеств и антиутопий всех времён.
Однако, данная работа, вообще говоря, не ставит целью прогноз возможного развития человеческой цивилизации после реализации программы индивидуального бессмертия. И будут ли использованы во благо или во вред Человечеству достижения науки зависит от многих факторов. Но можно с уверенностью утверждать, что позитивные сценарии глобального развития человеческого общества возможны лишь в том случае, если программа индивидуального бессмертия будет реализована одновременно в нескольких независимых центрах. Монополия здесь также, и даже более, опасна и губительна, как и монополия на ядерное оружие в середине XX века, которая, в случае её сохранения, навсегда изменила бы ход истории. Тогда, однако, ценой концентрации научно-технического потенциала нашей страны, монополия на самое разрушительное оружие в истории человечества была ликвидирована. И человечество вторую половину ХХ века прожило без новых мировых воин и глобальных катастроф – “равновесие страха” удерживало политиков и правителей от опромет-чивых поступков и роковых решений там, где был бессилен разум и добрая воля.
Как сложатся исторические судьбы в XXI веке, зависит от того, на-сколько в наше время правители смогут оценить вызовы времени и по-нять решающее значение фундаментальной науки и основанных на ней технологий.