ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШАХМАТЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШАХМАТЫ

Субъекты общественно-политической жизни по их характеру и возможностям подразделяются на две основные категории: политические партии и общественные организации.
 
Если провести аналогию с игрой в шахматы, то общественные организации соответствуют тяжелым фигурам на шахматной доске. Они обладают большой свободой маневра – могут ходить вперед и назад, прямо и наискосок, преодолевая за один ход все шахматное пространство или часть его по собственному усмотрению, а то и перепрыгивать через другие фигуры по г-образной  траектории. Правила игры им это дозволяют.

Гораздо суровее правила относятся к политическим партиям, которые подобны шахматным пешкам. Тем можно передвигаться только вперед, да и то лишь на одну клетку. Никакого сравнения с тяжелыми фигурами, которые вовсю резвятся на шахматной доске. Но есть одно «но». Это «но» заключается в том, что пешка может пройти в ферзи, а тяжелая фигура не может.

Политическая партия со всех сторон обложена законодательными ограничениями. Сама процедура ее создания является очень сложной и трудоемкой, а в практической работе ей то нельзя и сё нельзя – общественным организациям это можно, а партии ни в коем случае. Однако все эти ограничения перекрываются правом политической партии законным образом придти к власти в государстве. У общественной организации такого права нет, а у политической партии оно есть, закреплено за ней Конституцией.

В этом заключается качественная разница между политической партией и общественной организацией. Это две разные правовые сущности, что не мешает им в политической практике составлять диалектическое единство. Они нуждаются друг в друге. Общественная организация не может в полной мере достичь своих целей, не будучи представленной во власти, но сама она таким правом не обладает, ей нужна «своя», то есть идейно родственная партия. А партия мало на что способна в политической борьбе без поддержки свободных в своих действиях политических организаций, слишком она зарегламентирована и поэтому уязвима для противодействия со стороны политического противника, окопавшегося во власти. В ферзи политическую партию продвигают более сильные, чем она, политические организации своими согласованными действиями.

Поэтому оптимальной формой организации общественно-политической деятельности является союз политической партии с общественными организациями, в котором каждый его участник играет роль, присущую ему по его правовой природе. Обязательной основой такого союза является идейная близость его членов. Именно так устроена ПЗРК «РУСЬ», изначально задуманная и созданная как политический инструмент общественных организаций национально-патриотического толка. Нечто подобное пытается сейчас повторить Путин, сколачивая вокруг партии власти «Общероссийский народный фронт», но в отсутствие внятной идеологии у него ничего не получится – одними административными методами политические задачи не решаются в принципе.

Правящий режим прекрасно понимает, какую угрозу его безраздельному господству несет реальная, то есть идейно и организационно сплоченная партийно-общественная структура. Политическая партия, наделенная Основным законом правом бороться за власть в государстве, представляет собой благодаря этому праву своего рода наконечник копья, древком которого, придающим копью энергию, являются союзные ей общественные организации. Порознь они для властной брони не опасны – легкий наконечник без древка может ее лишь поцарапать, а древко без остроты и твердости наконечника может сколько угодно по ней стучать безо всякого толка (сейчас в России так и происходит – правительство не обращает внимания на инициативы гражданского общества). А вот вместе древко с наконечником, то есть копье как единое целое, броню пробивают легко.

Не имея политической силы противостоять подобным структурам, режим воздвиг административный барьер на пути их образования. Бюрократы просто-напросто блокировали процесс оформления новых, не зависящих от властей политических партий. Им отказывают в государственной регистрации, лишая таким образом конституционного права бороться за власть демократическими методами. Конечно, это противозаконно, но диктаторские режимы никогда на Закон внимания не обращают, нет у них такой привычки.

Возвращаясь к шахматной терминологии, эту ситуацию можно определить как лишение пешки права пройти в ферзи. Произвольное изменение правил приводит к хаосу на шахматной доске – фигуры  продолжают двигаться, но толку от этого никакого. Получается бесконечный политический пат, и в конце концов дискриминированный игрок в раздражении просто опрокинет доску. К тому дело и идет в Российской Федерации, к силовой конфронтации между обществом и властью. А это уже совсем другой вид спорта, не мирные политические шахматы, а революционные бои без правил. В бою, впрочем, тоже все решают крепкие копья.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Публикации