Заметки юриста о Конституции России. Схолия вторая

Заметки юриста о Конституции России. Схолия вторая

(Схолия вторая . Бомжи, врачи-вредители и гарант Конституции)

По подсчётам различных федеральных ведомств в России от 1,5 до 4,5 миллионов бездомных граждан, в просторечье именуемых бомжами. Впрочем, цифры эти лукавы, так как в официальную статистику не входят граждане, не имеющие своего жилья и проживающие на арендованной жилплощади. Если эту категорию более-менее благополучных бездомных граждан приплюсовать к тем бомжам, кто ночует на вокзалах, в подвалах предназначенных на снос домов, под теплотрассами и в других укромных местах, то цифры граждан России не имеющих своего жилища возрастут в несколько раз.

Но вот что читаем мы в Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на жилище… Малоимущим… оно предоставляется бесплатно… в соответствии с установленными законом нормами» (ст. 40)
Налицо массовое нарушение одного из фундаментальных прав человека, гарантированного гражданам России Конституцией страны.

Право на жилище – это важнейшее право человека, без реализации которого многие другие его права и свободы теряют свой смысл. Например, о какой свободе литературного, художественного, научного или технического творчества, гарантированной ст. 44 Конституции России, можно говорить, если бездомному творцу негде голову приклонить? Разве что о свободе писать на заборах похабные стишки, а на стенах предназначенных к сносу домов рисовать скабрезные картинки? И наука у бомжа одна – как выживать без средств к существованию.

Или, вот, ст. 34 Конституции России провозглашает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для… экономической деятельности. Ну, какой экономической деятельностью может заниматься бездомный? Рыться в помойках и мусорных свалках?

Впрочем, право на жилище не единственное конституционное право, которое цинично нарушается для миллионов граждан Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно… » (ст. 41)

Но что мы видим на деле? Мы видим хорошо отлаженную систему, направленную на то, чтобы лишить гражданина его права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Как устроена наша система “здравоохранения” в государственных и муниципальных учреждениях, то есть в бесплатном секторе? Гражданин, почувствовавший недомогания либо вызывает скорую помощь, либо идёт в свою поликлинику.

Оставим пока в стороне вызов скорой помощи. В поликлинике гражданину предлагают взять номерок на приём к участковому терапевту. Причем, как правило, этот приём состоится через три, четыре и даже более суток после получения номерка. Потом терапевт, может быть, выпишет номерок к какому-либо специалисту, приём у которого тоже будет через несколько дней после “консультации” у терапевта. Далее специалист либо возвращает больного обратно к терапевту с вердиктом о том, что следует ещё проконсультироваться у таких и таких специалистов, либо переправляет для очередных “консультаций” в базовую поликлинику, где местное медицинское светило возвращает пациента к исходному терапевту для “консультаций” ещё у целого ряда специалистов. При этом все эти “специалисты высшей категории” и “медицинские светила” во время приёма назойливого пациента в основном пишут, пишут и пишут неразборчивые каракули в его медицинской карте.

Но вот пройдя несколько кругов ада в форме стояния в очередях к различным врачам поликлиник, пациент (если ему повезёт) получает направление в лечебное учреждение – в больницу общего профиля или в какой-либо специализированный медицинский центр. Однако, придя туда, гражданин с удивлением узнаёт, что данное лечебное заведение болезни его профиля не лечит. И круги ада повторяются вновь. А ежели всё же гражданин с первого раза попадает в нужную ему больницу, то там ему говорят, что он такой-то на очереди, очередь его вряд ли подойдёт в этом году, и вообще у них нет соответствующих препаратов, расходного материала и сломано необходимое оборудование. При этом ему услужливо подсказывают, где необходимое лечение можно получить за соответствующую плату.
 
Но можно ли доверять врачам, оказывающим медицинскую помощь за мзду? И граждане России нередко сталкиваются со следующей дилеммой. В лечебных учреждениях, в которых им по идее должны оказывать бесплатную помощь, врачи утверждают, что болезнь их не лечится (например, она не операбельна). А в платных больницах тот же пациент слышит, что его болезнь лечится почти со сто процентной вероятностью успеха, но стоить это будет каких-то астрономических сумм. Можно ли в этом случае верить врачам из платных клиник, если их доход зависит от числа пациентов? Но и медработникам из государственных лечебных учреждений нельзя доверять, потому как одни и те же врачи, как правило, совмещают свою работу в государственных клиниках с платной практикой. Какая уж тут клятва Гиппократа, когда “зелененькими пахнет”.

Между прочим, и службу скорой помощи стали постепенно переводить на платную основу, отнимая у граждан последнюю надежду.

Прибавьте к этому вал фальшивых лекарственных препаратов в аптеках, купленные дипломы врачей, и массовое, циничное, нарушение конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь станет для вас очевидным. Особенно, если вы уже утратили абсолютное здоровье и вынуждены были проходить круги ада по коридорам поликлиник и по кабинетам врачей-вредителей. Не дай вам Бог болеть в Российской Федерации!

К слову замечу, что положения 41 статьи Конституции нарушаются и в той её части, которая требует, чтобы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывалась бесплатно. Пройдите по государственным больницам и в каждой вы найдёте платные палаты. Даже в рекламе Центральной клинической больницы (в народе – “кремлёвка”) абривиатуру ЦКБ криативщики с Эха Москвы расшифровывают так: «Ценим каждого больного». Интересно только, во сколько же “зелененьких” ценят каждого больного эскулапы из кремлёвской клиники?

Впрочем, не лучше дело обстоит и с другими фундаментальными правами и свободами человека, которые Конституция России гарантирует всем гражданам нашей страны.
Статья 39 Конституции России гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Замечательные слова! Но что же мы видим на деле? Вот официальные цифры:
– средний размер социальной пенсии в текущем 2013 году 6169 рублей:
– пенсия инвалида 3 группы в текущем 2013 году составляет 4617 рублей;
– месячное пособие на ребёнка до 1,5 лет в текущем 2013 году 2453 рубля;
– детское пособие по потери кормильца в текущем 2013 году 3495;
и так далее. Разве можно называть такие выплаты социальным обеспечением граждан страны, самой богатой в мире, как по общему объёму добываемых природных ресурсов, так и по их удельному объёму на душу населения?

Статья 43 Конституции России гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования…»

Но каждый родитель у кого дети учатся в школе или ходят в дошкольное заведение знает, что образование у нас в стране далеко не бесплатное. Я не буду перечислять здесь все расходы, которые вынуждены нести родители до того дня, когда ребёнок их получит аттестат о среднем образовании – это заняло бы слишком много места. Приведу лишь один пример из недавних новаций. Принятый в этом году закон об образовании предписывает школьникам иметь единую форму, которую, естественно должны приобретать родители за свои средства. При этом дети, не имеющие утверждённой формы, не будут допускаться к занятиям. И как это коррелирует с конституционной гарантией бесплатности среднего образования?
 
Читая главу вторую Конституции Российской Федерации, мы видим длинный перечень прав и свобод, которые Основной Закон нашей страны гарантирует гражданам России. Причём, перечисленные в Конституции права и свободы подлежат реализации именно сейчас, а не когда-то в будущем. Это зафиксировано в статье 18 Конституции России, которая гласит, что «Права и свободы человека и гражданина (записанные в тексте Конституции) являются непосредственно действующими».

Почему же права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в Конституции Российской Федерации не реализованы на деле? Почему у нас в стране миллионы бездомных? Почему большинство наших граждан не могут получить нормальной медицинской помощи? Почему размер социальных пенсий и пособий таков, что этих выплат едва хватает на кусок хлеба? Кто же несёт персональную ответственность за эти массовые нарушения конституционных прав и свобод граждан России?

Ответ на этот вопрос мы так же можем найти в тексте Конституции Российской Федерации. Статья 80 Основного закона нашей страны гласит: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». И как гарант прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных в Конституции России, Президент несёт персональную ответственность за массовые нарушения этих самых прав и свобод.

Мне могут возразить, что не только Президент России несёт ответственность за попрание конституционных прав и свобод граждан нашей страны. В Российской Федерации есть ещё и другие конституционные органы власти, которые тоже несут ответственность за массовые и циничные нарушения прав человека и гражданина. Это законодательная власть, сосредоточенная в Федеральном Собрании Российской Федерации и в Законодательных Собраниях субъектов Федерации. Исполнительная власть, которую осуществляет Правительство Российской Федерации. И судебная власть, представленная в России судами всех уровней, во главе с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

В таком утверждении, конечно, есть доля истины. Лица, отправляющие законодательную, исполнительную и судебную власть в Российской Федерации, безусловно, также причастны к массовому попранию прав и свобод, провозглашённых Конституцией России. Вот что, однако, надо иметь в виду. Статья 80 Конституции гласит: «Президент Российской Федерации является главой государства» и как глава государства он «…обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

Но вместо того, чтобы обеспечить самостоятельное функционирование всех ветвей власти в соответствии с конституционным принципом их разделения (ст. 10) Президент России, – сначала Борис Николаевич Ельцин, а затем приемник и продолжатель его политики Владимир Владимирович Путин, – по сути дела узурпировали полномочия всех ветвей власти. Парламент России, правительство и суды были превращены в придаток Администрации Президента. При этом беззастенчиво попирались фундаментальные политические права граждан. И лишение граждан России их политических прав, так же провозглашаемых Конституцией России, стало фундаментом беззакония и произвола, олицетворяющего нынешний правящий режим в Российской Федерации.

Об этом, впрочем, будет рассказано в следующих заметках о Конституции России. Но вот что надо понимать со всей ясностью: когда в стране попираются политические права граждан, власть непременно отнимет у народа и его социальные права. Нищета и социальное бесправие начинается там, где правящая клика узурпирует политические права граждан.

Михаил Бурлаков,
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

  Схолия   – греческое слово, означающее примечание, пояснение или краткий комментарий, как правило, критический. Схолиями назывались также заметки на полях юридических документов, литературных пьес, научных трактатов средневековья.

Публикации