ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ? ИЛИ ВСЕ-ТАКИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ?

ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ? ИЛИ ВСЕ-ТАКИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ?

Ответ на вынесенный в заголовок вопросы зависит от целей, преследуемых отвечающим.
Социализм суть общественно-политическая надстройка над определенным социально-экономическим базисом, то есть конструкция сугубо мирская. А термин «православный» имеет чисто религиозное значение и относится к области веры.

Если пытаться выстроить жизнь на земле «яко на небесех», то есть сконструировать земной аналог рая, то можно говорить о социализме (то есть об обществе всеобщей справедливости) в терминах религии, применительно к России - о социализме православном. Хотя грех это – Писание предостерегает от попыток достичь святости на земле.

К тому же - вот беда - задача построения православного социализма в принципе не решается из-за отсутствия исходных данных. Религия, утверждая самую общую этическую систему ценностей, не предлагает вариантов практического устройства мирской жизни, которое обеспечивало бы приближение бытия человеческого сообщества к идеалу райского блаженства. В этом ее отличие от идеологии, которая как раз такие варианты и формулирует в меру понимания человеческих идеологов.

Поэтому термин «православный социализм», активно используемый в последнее время в общественном дискурсе, не имеет конкретного политического содержания. Принципам православия могут соответствовать и монархия, и республика, и капитализм, и коммунизм, и вообще все что угодно – при условии соблюдения социумом канонов религии. Это значит, что в реальной жизни религия и политика, рассматриваемые в чистом виде, не пересекаются, они локализованы в разных плоскостях человеческого сознания и общественного бытия.

Даже теократические, то есть возглавляемые религиозными лидерами государства, могут иметь совершенно разное общественно-политическое и социально-экономическое устройство. Пример тому – исламский капитализм в Иране и в некоторых других мусульманских странах. Шариат, конечно, накладывает свой отпечаток на функционирование капиталистической системы (например, запрещает ростовщичество, то есть банковскую деятельность в классическом ее виде, основанном на ссудном проценте), но существа капиталистических отношений не затрагивает. Капитал он и есть капитал, что при исламе, что при христианстве, что при буддизме, что при других религиях. Точно так же ислам влияет на феодализм и может влиять на социализм.

Поэтому термин «православный социализм» является логическим нонсенсом и политтехнологическим ухищрением, используемым с целью дезориентировать людей, привлечь их внимание к внешне привлекательному, но по существу политически бесплодному, пустому лозунгу. Пустышка вбирает в себя часть энергии активной части общества, отвлекая людей от реальной политической борьбы, а власть предержащим только того и нужно.

Поэтому мы в нашей партии придерживаемся библейского постулата «Богу богово, а Кесарю кесарево» и жестко следуем путинской рекомендации «отделять мух от котлет». Партия есть политическая организация и занимается исключительно политикой, а вероисповедание – личное дело каждого партийца. Мы четко отделяем Божий дар веры от политической яичницы партийной работы и пресекаем малейшие попытки их смешивать.

Безусловно, идейные принципы ПЗРК «РУСЬ» никоим образом не противоречат канонам православной религии (других мировых религий тоже), но социализм, который мы собираемся построить в России, не будет по этой причине «православным». Это будет национальный социализм, реализующий императивы национальной и социальной справедливости в русском их понимании, ориентированном на благо всех народов России, а не одних лишь русских и не одних лишь православных.

Русский национальный социализм в формулировке нашей партии одинаково приемлем для людей разных вероисповеданий и разного этнического происхождения. В этом и заключается сила русской национально-социальной идеологии, сплачивающей российские народы в борьбе за национальную и социальную справедливость независимо от существующих меду ними различий, в том числе религиозных.
 А попытки припутать религию к политике мы рассматриваем как вредные и часто провокационные.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Публикации