БОГ НА НЕБЕ И БОГ НА ЗЕМЛЕ

БОГ НА НЕБЕ И БОГ НА ЗЕМЛЕ

Идея Бога (или множества богов), создавшего мир и управляющего им, пронизывает все существование человечества с незапамятных времен. В наше время безбожие присуще только нескольким совсем диким племенам и некоторой части современного цивилизованного человечества, разуверившейся в существовании Бога под влиянием новомодных теорий, которые провозглашают всесилие человеческого разума, якобы способного постичь все тайны универсума рациональным научным путем и объяснить их естественными причинами.

Однако научного доказательства отсутствия Бога ученые пока не обнаружили за неимением такового в пределах досягаемости «позитивной» науки. Многие верят, что Бога нет, но это только вера, не подкрепленная достоверными научными данными, то есть разновидность религии, называемая атеизмом. С равным основанием можно верить и в то, что Бог все-таки есть.
Как бы там ни было,
 идея Бога как высшего существа продолжает оказывать огромное влияние на жизнь людей и эволюцию всего человечества. В христианстве и во многих других конфессиях Бог является высшим существом, создавшим все сущее, в том числе человека по своему образу и подобию, вдохнувшим в человека «искру Божью» - душу, наделившим его свободой воли и творчества. В этом смысле Бог близок человеку. К тому же Он все время рядом, все видит и всем правит. Но одновременно сам Бог локализован вне человека, в недостижимом потустороннем мире и по его Божественной сути бесконечно от человека далек, настолько далек, что Божественные промыслы для человека в принципе «неисповедимы», то есть непостижимы.

Иначе говоря, Бог на небе и человек на земле отделены друг от друга непреодолимым для человека барьером. Этот барьер обладает свойством полупроводимости. С одной стороны, Господь всемогущ и вездесущ, все на свете происходит по Его воле, без Его воли и волос с головы человека не упадет. А с другой стороны барьера сам человек не только повлиять на Бога небесного не может, но даже понять Его не в состоянии. Благодаря наличию души человек может стремиться приблизиться к Нему духовно, ясно сознавая, что сделать это в полной мере никогда не удастся, настолько Бог выше него. Можно лишь поклоняться Богу небесному в надежде исполнить волю Его и получить у Него милость в виде вечного посмертного блаженства.

Между тем, Бог на небе – не единственное высшее по отношению к человеку существо. Есть еще одно высшее существо, причем здесь, на земле, в пределах досягаемости. В отличие от небесного Бога, оно не является для человека чем-то внешним, потусторонним. Это существо непосредственно породило человека и постоянно в нем присутствует не только духовно, но и физически. Человек является его органической частью наравне со многими другими подобными ему людьми. Как и человек, это существо состоит из плоти и крови, как и человек, оно обладает душой. Это высшее существо называется НАРОД.

Распространяемое сейчас либералами видение народа как механической суммы людей одного гражданства является в корне ошибочным. Да, народ состоит из отдельных людей. Но и человек состоит из органов, тканей и клеток. Однако даже узким специалистам-биологам не приходит в голову рассматривать человека как хаотичное скопление клеток в определенном объеме. Человек есть более сложная форма организации живой материи, чем клетка, и по отношению к клетке человек является высшим существом. Невозможно судить о человеке в целом по одной его клетке или группе клеток. Равным образом невозможно постичь сущность народа, рассматривая одного человека или какое-либо ограниченное множество людей этого народа.

Древнегреческий философ Аристотель постулировал, что целое больше составляющих его частей. «Больше» в том смысле, что у целого иные свойства, чем у каждой его части, взятой в отдельности, и чем у всей совокупности частей. Свойства целого не сводятся к механической сумме свойств его частей. Целое в онтологическом смысле – иная вещь, чем каждая его часть или их сумма. Например, вода как целое «больше» водорода и кислорода, из которых она состоит, у воды иные свойства. Сколько ни изучай свойства водорода, свойства кислорода и свойства их смеси, к пониманию сущности воды это занятие не приблизит.

Точно так же, у народа иные свойства, чем у его структурных частей – людей и групп людей. Это иное существо, чем человек, существо высшего порядка. Как и человек, народ является существом биосоциальным по природе, но народ, будучи существом более сложным, чем человек, занимает более высокое положение в иерархии форм организации живой материи. Поэтому народ по отношению к человеку является высшим существом в прямом смысле слова.

А поскольку в культурно-исторической традиции человечества всякое высшее существо принято обожествлять, то есть признавать его более высокий статус в структуре бытия, чем статус человека, то народ в этом смысле тоже бог. Не тот Бог, Всевышний, который на небесах, который создал все сущее и управляет им, а бог сугубо земной, который в процессе своей земной жизнедеятельности непосредственно породил и воспитал каждого из нас и в каждом из нас пребывает неотлучно с момента зачатия до последнего вздоха.

Этот земной бог, бог-Народ, естественно, ближе людям, чем Господь небесный. Земного бога теоретически даже можно увидеть во плоти, если собрать на огромном поле всех людей одной национальности и исхитриться окинуть это поле одним взглядом. Правда, в этом случае увидишь только плоть народа - скопление людей, то есть клеток, из которых состоит народный организм. Смысл такого предприятия тот же, что у анатомического исследования человеческого тела – оно показывает, из чего состоит это тело, но отнюдь не раскрывает сущность человека в его материально-духовном двуединстве.

Имея плоть и душу, Земной бог, как и человек, подвержен болезням и страданиям. Подобно человеку, этот бог испытывает недомогание, когда из-за нарушения социально-экономического кровообращения одни клетки народного организма получают питательные вещества и кислород в переизбытке, а другие болеют и гибнут из-за их нехватки. Бывают и психосоматические расстройства из-за интоксикации народного сознания вредоносными идеями, и другие заболевания. Имеется у бога-Народа и иммунная система, которая борется с болезнями, поскольку продолжение жизни, как и у человека, является у него основным врожденным рефлексом.

Земной бог, как человек, конечен во времени, Он рождается, живет и умирает. Но, будучи высшим существом, бог-Народ бытует в ином временном масштабе, чем человек: человеческая жизнь измеряется годами, а народная тысячелетиями. Конечен Земной бог и в пространстве – его бытие ограничено жизненным пространством народа. Как и человек, как и всякое живое существо, бог-Народ стремится к собственному благу, которое, согласно учению древнегреческого философа Платона, заключается в полной реализации имеющегося у него потенциала развития. В этом Земной бог больше похож на человека, чем на Бога небесного, который, как известно, совершенен, вечен и вездесущ.

Но все же народ является качественно иным существом, чем человек. Чтобы понять и предсказать его поведение, от человека требуются особые умственные усилия, но все равно это удается далеко не всегда. Большое количество научных дисциплин, изучающих народ в разных аспектах его жизнедеятельности, пока еще очень далеки по определенности методик и результатов от тех наук, которые заняты исследованием иных явлений природы, как косной, так и живой. Поэтому промыслы бога Земного остаются для человека во многом столь же «неисповедимыми», что и промыслы Всевышнего. Тут уж ничего не поделаешь, на то народ и высшее существо, такова его божественная суть, людям мало понятная. Трудно человеку как клетке постичь законы жизнедеятельности огромнейшего и сложнейшего народного организма, в котором эта клетка существует. Трудно, но все же теоретически не столь неосуществимо, как проникновение в промыслы Всевышнего.
Человек по отношению к Господу небесному - ничто в том смысле, что существование Всевышнего от человека, да и всего человечества никак не зависит. Бог небесный всегда был, есть и будет. В случае исчезновения  нынешнего человечества, Он создаст новое, если, конечно, захочет.

По отношению же к богу Земному человек есть величина хоть и ничтожно малая, но все же значимая. Бог-Народ состоит из людей, которые жили раньше, живут сейчас и будут жить в будущем. Предкам – низкий поклон и вечная память. А вот на нас, живущих в настоящее время, лежит огромная ответственность перед нашим Земным богом за то, чтобы его жизнь продолжилась и после нашей смерти. Каждый человек, будучи частицей своего бога-Народа, его плоти и его духа, существует для того, чтобы продлить жизнь этого бога, как клетка живет ради жизни всего организма, даже если сама она этого не осознает. Выполняя это предназначение, человек увековечивает и самого себя в будущих поколениях путем умножения и обновления божественной плоти через свое потомство и обогащения божественного духа своими трудами во славу божию-народную.

При необходимости человек жертвует своей жизнью для защиты бога-Народа, как поступали наши предки, благодаря подвигу которых мы сейчас и живем на свете. Энергия живой материи пронизывает прошлое, нынешнее и будущее поколения людей одного народа, создавая непрерывную ткань божественного бытия в трех временных измерениях. Жизнь человека есть лишь микроскопический фрагмент этого бытия. Самому человеку его жизнь кажется бесценной, но для Земного бога эта жизнь имеет значение лишь в той мере, в какой она является частью его собственного божественного существования. Жертвуя жизнью (то есть самым дорогим, что у него есть) ради бога-Народа, человек возвышается до уровня божественного видения устройства бытия, на котором сам он, человек, ничтожен перед лицом Земного бога.

Представление народа как самостоятельного биосоциального существа, являющегося высшим существом по отношению к человеку, то есть богом, придает важнейший надличностный смысл не только добровольному самопожертвованию в критических обстоятельствах, но и повседневной человеческой жизни. Жизнь индивида, являющегося структурным элементом высшего существа, предстает как непрестанное, ежесекундное служение богу-Народу. Под этим углом зрения физическое и духовное совершенствование человека, рождение и воспитание детей, мирный и ратный труд на благо народа приобретают сакральное значение.

Жизнедеятельность человека как частицы Земного бога - уже не его личное дело, а участие в божественном бытии, которое представляет собой непрерывное общенародное священнодействие. Деяния во благо народа богоугодны. И, наоборот, всякий ущерб, наносимый человеком народу, является святотатством по отношению к богу Земному. Поступая вредным для народа образом, человек не только часто губит свою душу, грешит перед лицом Всевышнего с точки зрения традиционной религии. В конце концов, судьба души - его личное дело, на то ему и дана свобода воли. Но такой человек своими действиями непосредственно посягает на жизнь бога Земного, что придает его поступкам конкретный социальный смысл преступления против народа – всего народа как целого, как высшего существа, как бога. Реакция других людей на подобное святотатственное посягательство может и должна быть соответствующей, даже если оное не подпадает под карающее действие закона (например, нежелание рожать и воспитывать детей или занятия не криминальные, но мешающие продолжению рода, и т.п.).

 Прямым и откровенным богоборчеством является неолиберальная практика, нацеленная на уничтожение душ земных богов-народов и расчленение их тел на отдельные клетки путем абсолютизации прав и свобод индивида, несовместимой с жизнью народа как целого. В этом смысле неолиберализм, замешивающий плоть народов в гомогенную биомассу «общечеловечества» и убивающий самобытные народные души, аналогичен сатанизму в традиционной религии. Но он неизмеримо опаснее сатанизма, поскольку несет гибель не только душам отдельных людей в потустороннем мире, но и самой жизни всех народов непосредственно в мире земном.

Между тем исчезновение любого народа с лица земли означает невосполнимую утрату для человечества. Каждый народ самобытен и уникален, двух одинаковых народов не существует – это был бы один и тот же народ. В биологическом отношении неповторимую идентичность народа символизирует особый, у каждого народа его собственный этнический код в ДНК в виде определенной последовательности нуклеотидов. В культурном отношении всякий народ отличается от других своим национальным языком, который особым образом расчленяет действительность при ее отражении в человеческом сознании, своим мироощущением, традициями, обычаями, стереотипом поведения.

 Это значит, что каждый народ являет собой отдельное божество, на других таких же не похожее. Соответственно, планету Земля можно представить населенной множеством разных высших существ-богов, которые находятся между собой в сложных отношениях сотрудничества и соперничества, реализуя таким образом диалектику развития рода людского по закону единства и борьбы противоположностей. А Россия с ее полутора сотнями народов похожа на гору Олимп, на которой, согласно древнегреческой мифологии, проживает целый сонм богов.

Как и на греческом Олимпе, в России один из богов – старший. Это Русский бог, самый могучий. Он собрал остальных богов в одном месте, опекает и защищает их, а согрешивших перед ним может и наказать. Русский бог отличается от остальных российских божеств тем, что в ходе своего исторического развития достиг высшей стадии – создал собственное национальное государство и вошел благодаря этому в разряд верховных земных богов, которых называют «нациями». Нация – это еще более сложная форма организации живой материи, чем народ, за счет добавления специального механизма управления народными делами в виде государства (формула нации – «народ+государство»).

Русский бог интегрировал в свое государство огромные территории, где живут иные российские боги-народы. С их помощью Русский бог защитил это государство и его богатства от посягательств иноземных богов и принялся энергично его обустраивать. Равных Русскому богу по силе и величию нет. Во всяком случае, никто из ныне живущих на Земле не смог его победить.
 
Служение такому богу – великая честь. Для русских людей это служение является природной привилегией по праву рождения. А нерусские граждане России, служа Русскому богу,  тем самым служат одновременно каждый своему собственному богу-народу, ибо от Русского бога зависит благополучие остальных.
Приветствие «Слава Руси!» приобретает под этим углом зрения общий для всех сакральный смысл хвалы наивысшему существу в России - «Слава богу!», русскому Богу-народу.

Таким образом, национальный образ мышления, оперирующий понятием «народ», имеет не только биологическое и культурное основания. Ему присущ и определенный сакральный смысл в той мере, в какой народ как самостоятельная биосоциальная сущность и более сложная, чем человек, форма организации живой материи является по отношению к человеку высшим существом, то есть богом. Соответственно, национализм, понимаемый как любовь к народу, не чужд и специфической религиозной окраски, поскольку любовь к народу означает любовь к Земному богу.

Вместе с тем, национализм не может быть поставлен в один ряд с другими вероучениями ввиду того, что народ как бог существует не в идеальном религиозном мире, а в мире материальном, биосоциальном. Его материальное земное бытие, в отличие от идеального существования Бога на небесах, есть объективный эмпирический факт, относящийся к области науки, но никак не веры. А коли «верить» в народ не требуется, то и о каком-либо «вероучении» говорить не приходится. Сакральными в национализме являются само отношение человека к народу как высшему существу и понимание человеческого бытия как формы служения народу в этом высшем и поэтому божественном его качестве. Это и сближает национализм с религией.

В то же время служение богу-Народу никак не противоречит собственно религиозным убеждениям человека и не затрагивает догматов традиционных вероучений. Сакральная сторона национализма ничего общего не имеет с ересью или сектантством.
Действительно, в Писании сказано: «Не сотвори себе кумира». Но народ – не ложный символ, а реальное существо из плоти к крови, и «сотворили» его отнюдь не люди-националисты. Это тоже творение Всевышнего, как и сам человек, но творение более совершенное и поэтому требующее особо трепетного и ответственного к себе отношения, аналогичного религиозному чувству.
 
Особое отношение к народу как божеству не предполагает отхода от церковных канонов или проведения каких-либо специальных ритуалов, подобных церковным. Оно сводится к осознанной повседневной жизнедеятельности человека, постоянно соотносимой им самим и обществом с потребностями народа. Только и всего. Для традиционной религии – никакого ущерба.
 
Например, любезный православному сердцу образ русского «народа-Богоносца» ничуть не страдает от признания того факта, что и сам этот народ, несущий в себе Дух Всевышнего, обладает сакральным качеством высшего существа. Показательно, что «Богоносцем» признается именно народ, это качество русского народа как целого, а не каждого русского человека в отдельности или всей их совокупности. Конечно, есть и отдельные люди, осененные Божественной благодатью, но это лишь избранные единицы, святые, таких мало. А вот русский народ, будучи высшим существом, богом по отношению к человекам, наделен богоносностью в полной мере. Поэтому любовь к своему богу-Народу никоим образом не противоречит любви к Богу Всевышнему, не подменяет ее, а только дополняет и возвеличивает.

У церкви и у национализма как общественно-политического движения разные объекты приложения их усилий и разные цели их деятельности. Смысл и цель существования церкви заключается в спасении души человека в загробном мире через прижизненное служение Всевышнему. Смысл и цель национализма сводится к продолжению земной жизни народа как высшего по отношению к человеку существа. Одно ни в чем не противоречит другому.

А с точки зрения науки народ есть продукт биологической и социальной эволюции, которая сформировала более сложную форму организации живой материи, чем отдельный человек. Этногенез в этом смысле является естественным эволюционным продолжением антропогенеза, а сам его результат в виде народа требует особого подхода в силу качественных отличий народа от более простого феномена, коим является отдельный человек. Никакой мистики, чистый материализм.
Соответственно, трактовка национализма как служения богу-Народу одинаково приемлема и для людей религиозных, независимо от конфессий, и для атеистов. Это придает национализму в его качестве общественно-политического движения универсальный характер, открывающий колоссальные, ранее не виданные перспективы. Не нарушая картины мироздания, сложившейся в умах людей в течение тысячелетий, сакральная составляющая национализма дополняет ее новым идеологически важным элементом. Образ бога-Народа гармонично вписывается в традиционные модели бытия в массовом сознании и в то же время стимулирует концентрацию социальной активности вокруг национальной идеи – идеи жизни народа.

Одновременно благо Земного бога предстает единственным адекватным критерием общественной оценки деятельности людей (особенно облеченных властью государственных деятелей и политиков), позволяющим однозначно судить об их соответствии той священной миссии служения народу, которая возложена на них Провидением. Это важно для всех стран, а для современной России, заблудившейся на перепутье цивилизационных векторов развития, важно в особенности.

Слава Руси!

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Публикации